Открытый урок по литературе в 8 классе на тему: АНТОН ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН» - ЖИВАЯ КАРТИНА НРАВОВ ОБЩЕСТВА.
Блог им. gijduvonНо вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? (Он берёт собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин. Зачитайте рассуждения Очумелова)
А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала)
Когда он снова надевает шинель? (когда в 4-й раз меняет своё решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки)
А как ведёт себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил своё решение? (Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: «их благородие умный господин и понимают». А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: «У меня у самого брат в жандармах…»
Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует «истребить» собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим и так до появления Прохора, который всё объясняет. И всё повторяется снова: узнав, что собака не генеральская, Очумелов возвращается к прежнему состоянию: «Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая».
Давайте проследим, как изменяется в словах Очумелова образ собаки (Сначала несчастное существо со слезящимися глазами до «цуцика этого» в конце. Щенка даже берёт на руки полицейский надзиратель)
А что становится с лицом и речью надзирателя, когда выясняется, чья это собака? («Всё лицо заливается улыбкой умиления…»)
Почему Чехов не даёт ответ на вопрос: виновата ли собака? (Её судьба от этого не зависит)
А от чего зависит её участь? (От того, кем окажется её хозяин)
Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему же рассказ получил такое название? В прямом или переносном значении употреблено это слово?
Почему рассказ так назван? Кого можно в нём назвать «хамелеоном»? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу)
Какова же идея рассказа? (Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на противоположные, нельзя не иметь своего мнения)
Давайте сделаем вывод, что же такое «хамелеонство» в наши дни?
Было ли вам смешно, когда мы читали рассказ? Вот сейчас мы и разберёмся, при помощи каких приёмов А. П. Чехов сделал рассказ смешным.
Давайте найдём в рассказе художественные детали. Деталь помогает острее и глубже представить читателю время, место действия, образ героя, характер, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому. Деталь – это выразительная подробность в произведении.
Итак, запишем в тетрадях.
Приёмы создания комического в рассказе.
А теперь обратите внимание на фамилии действующих лиц (Очумелов, Хрюкин, Елдырин). Такой приём называется приёмом «говорящих фамилий».
Запись в тетради:
Далее обратите внимание на речь героев. У Очумелова речь малограмотная, неразвитая, да и у остальных героев такая же, смешная, неумная, далеко не образованных людей.
Запись в тетради:
Елдырин – рыжий городовой;
Хрюкин – в ситцевой крахмальной рубахе с полупьяным лицом, «вышеописанный человек»;
Очумелов – «идёт», «делает полуоборот», «врезываясь в толпу», «шевеля бровями» — важный и несёт в руке узелок.
И последнее: сколько раз меняется ответ на вопрос «Чья собака?», столько же раз меняется и реакция полицейского надзирателя. Комический эффект достигается приёмом повторения.
Запись в тетради:
А сейчас мы с вами проведём суд над Очумеловым.
Секретарь: Встать, суд идёт!
Судья: Прошу защитника, обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о полицейском надзирателе Очумелове, который обвиняется в хамелеонстве, заискивании, лести, перед сильными, в наглости, грубости к Хрюкину. Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор был единственно справедливым, соответствующим закону, заслушаем показания Очумелова.
Очумелов: Я, почтенный полицейский надзиратель, в новой шинели шёл через базарную площадь вместе с городовым, который нёс решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником, кругом была тишина. И вдруг я услышал:
-Так ты кусаться, окаянная? Держи её!
И увидел человека в ситцевой рубахе, он бежал за собакой. Я сделал полуоборот и направился к толпе.
Защитник: Позвольте, кто это был? Что за человек?
Очумелов: Я узнал в нём золотых дел мастера Хрюкина.
Защитник: А кто же был виновник скандала?
Очумелов: Белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине.
Обвинитель: В чём же провинился этот щенок?
Хрюкин: Иду я, ваше благородие, никого не трогаю и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец. Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пускай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну.
Судья: Вопрос к Очумелову. И какова была ваша реакция на это происшествие?
Очумелов: Я сказал, что так не оставлю, приказал Елдырину составлять протокол, и спросил у Хрюкина, как собака могла его укусить. Она же не могла достать его до пальца. Ты должно быть расковырял палец гвоздём, — сказал я ему.
Судья: Вопрос Хрюкину. Голос из толпы утверждал, что ты ей цигаркой в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни.
Хрюкин: Врёт кривой. Не видал, так, стало быть, зачем врать!
Защитник: Я протестую. А вы, господин Очумелов, сколько раз меняли своё решение в отношении собаки?
Очумелов: Шесть. Так ведь решался вопрос о принадлежности собаки. Решали: генеральская она или нет.
Защитник: Уважаемый суд! Господин Очумелов по должности соблюдал порядок.
Судья: Но он шесть раз менял своё решение. И менял его потому, что сначала сказали, что собака ничья, потом генеральская, потом брата генерала. Итак, суд постановил, рассмотрев дело по обвинению полицейского надзирателя Очумелова, суд приговаривает его к вечному презрению, общественному осуждению за его хамелеонство, заискивание, лесть перед вышестоящими чинами.
На этом наш урок закончен.
Домашнее задание: составить кроссворды по творчеству А. П. Чехова.